<font size="5">Памятка родителям будущих первоклассников</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.</font></font>
<font size="4">Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Середина мая.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Второй способ определить готовность ребенка к школе.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Важно получить следующую информацию:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение на развитие произвольного внимания.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Упражнение на развитие наблюдательности.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Игра на развитие памяти.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Тест для будущих первоклассников:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- назови свою фамилию, имя, отчество;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- как зовут твоих родителей?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- утром ты завтракаешь, а днем...?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- береза, дуб, осина - это...?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.</font></font>
<font size="4">Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Он состоит из трех заданий:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- нарисовать фигуру человека;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- скопировать небольшую фразу;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.</font></font>
<font size="4">Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.</font></font>